Какую байдарку лучше купить
Одним из основных параметров выбора плавсредства является остойчивость. Способность лодки возвращаться в исходное положение после наклона крайне важна в любых условиях. Она во многом зависит от формы подводной части модели. Наиболее остойчивыми являются короткие и широкие байдарки с тупыми носом и кормой.
Стоит обратить внимание на непотопляемость лодки. Как правило, каркасные байдарки уходят на дно в случае пробития корпуса
Следует приобретать модель, оснащенную специальными емкостями с воздухом.
При чрезвычайной ситуации они помогут сохранить байдарку на плаву и отбуксировать на берег. Надувные модели должны обладать раздельным строением баллонов.
Важно учитывать и ходовые качества лодки. На них оказывает влияние сопротивление трения, формы волн
Байдарка, обладающая вытянутой конструкцией, острыми ватерлиниями в носу и гладкой поверхностью, достигнет лучших показателей скорости и курсоустойчивости.
Не стоит забывать об удобстве сборки и обслуживания модели. Лодки, выполненные из жестких материалов и имеющие большое количество конструктивных элементов, более сложны при подготовке к спуску на воду. Даже при должном опыте этот процесс занимает не менее получаса.
После эксплуатации необходимо подготовить лодку к хранению. Для этого ее следует очистить от грязи и песка, хорошо высушить. Байдарки в разобранном виде хранят в сухом проветриваемом помещении при комнатной температуре.
Опасности при сплаве
Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.
Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.
Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.
При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты
Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.
Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.
КАКУЮ БАЙДАРКУ ВЫБРАТЬ
Вид байдарки | Достоинства | Недостатки |
Каркасные и каркасно-надувные | Хорошая ходкость Устойчивость на курсе Удобная посадка Много места для груза | Большой вес Высокая цена Неудобство сборки Малая живучесть Сложность ремонта Большие габариты упаковки |
Надувные | Малый вес Удобство сборки Низкая цена Высокая живучесть Малые габариты упаковки Простой ремонт | Средняя ходкость Неудобство посадки Мало места для груза |
В последнее время, 1-2 года, ведущие производители надувных байдарок подтянули ходовые качества вплотную к каркасным.
При выборе байдарки советую:
- 1. Сходить в поход и попробовать и каркасные и надувные байдарки
- 2. Купить новую байдарку или б/у. При этом необходимо учесть то , что надувная б/у байдарка практически не потребует ремонта. У каркасной байдарки б/у ремонт более вероятен.
При походе выбирают режим движения в зависимости от состава, при этом следует учитывать, что дневной пробег больше зависит от времени на воде, чем от собственной скорости байдарки. При использовании байдарок следует, учитывать что у стандартной байдарки длиной 4,8 м и шириной 0,8 зависимость мощности от скорости будет условно-линейной до скорости 5 км/ч. Дальнейшее увеличение мощности приведет к незначительному увеличению скорости.
На дневной переход гораздо больше влияет время нахождения на воде, чем абсолютная скорость байдарки. При грамотной организации похода на надувных байдарках реально проходить те же расстояния, что и на каркасных. Пройдя 25 км в день на скорости 5 км/ч мы за 5 ходовых часов потратим энергии в 3 раза меньше, чем если бы прошли это же расстояние за 3,6 часа со скоростью 7 км/ч.
Каркасные байдарки
Эти маломерные суда конструкционно схожи с эскимосскими каяками – сборный жесткий каркас (дерево, металлическая трубка), обтянутый технологичной «шкурой» (лавсановой тканью с ТПУ-пропиткой).
Среди других типов байдарок модели каркасных каяков отличаются низкой парусностью, т.е. боковой или встречный ветер мало влияют на ход по курсу. Объяснение этому – низкая посадка судна в воде.
Каркасные байдарки способны развивать хорошую скорость. Чем длиннее каркасная лодка – тем быстрее она может плыть, легче разгоняется и сохраняет ход при снижении интенсивности гребли до среднего уровня. При этом ее курсовая устойчивость сохраняется.
К недостаткам каркасного каяка относится его значительный вес (более 40 кг) и наличие элементов каркаса длиною более метра – даже в разобранном состоянии лодка довольно громоздкая. Быстро собрать ее способен лишь опытный водник, начинающему потребуется свыше 40 минут. Наконец, любая пробоина вызывает быстрое заполнение байдарки водой и ее затопление, что совершенно не подходит сплавщику-туристу.
Эти каяки в большей степени подходят для обучения ходьбе на байдарках начинающих спортсменов и только на спокойной воде.
Рейтинг байдарок
Байдарками называются компактные гребные лодки с заостренными носом и кормой, отличающиеся отличной остойчивостью, малой осадкой, послушностью в управлении. Они были изобретены еще в незапамятные времена народами Севера, но до сих пор пользуются небывалой популярностью.
Современные байдарки выпускаются в цельнолитом, каркасном и надувном вариантах. Модели бывают туристическими, морскими, спортивными и представлены в таком разнообразии вариантов, что новичкам в этих вопросах недолго и растеряться. Помочь с выбором может обзорный рейтинг байдарок, который составляется и обновляется ежегодно.
2 Tatonka Lago 100+15
Серебряным призером стал туристический рюкзак TATONKA Lago 100+15. Как уверяют покупатели, это просто идеальная модель для длительных походов. Единственное, что вызывает их недовольство – очень высокая стоимость товара.
Внешне Lago – это классический трекинговый рюкзак, изготовленный из прочной ткани Textreme 6.6. Внутри он оснащен двумя удобными отделениями. Общий объем достигает 115 литров. Для максимального комфорта, спинка разработана с учетом анатомических особенностей человека. Верхний и нижний отсек разделены между собой съемной перегородкой на молнии. Для удобства загрузки/выгрузки вещей, конструкцией предусмотрено наличие 3D-молнии, которая позволяет оперативно попасть в основное отделение.
Рюкзак также оснащен двумя прошитыми стропами – molle, что позволяет закрепить дополнительный инвентарь. Рассчитан на нагрузку порядка 30 кг. Весит же он всего 2,5 кг, зато габаритный размер достаточно большой – 108х40х34. Во время похода не страшен даже ливень, материал имеет отличную водонепроницаемость. Производится рюкзак во Вьетнаме, бренд дает гарантию на свою продукцию – 1 месяц.
Плюсы:
- Выдерживает большую нагрузку.
- Есть внутренняя перегородка.
- Хорошая водонепроницаемость.
- Благодаря продуманной анатомической форме, удобен при ношении.
- Изготовлен из износостойких материалов.
Минусы:
Высокая стоимость.
Tatonka Lago 100+15
Какая байдарка лучше? Сравниваем байдарки
Сегодня мы попытаемся провести небольшой рейтинг разных видов байдарок. При этом будем иметь ввиду самые популярные типы плавсредств, обсуждаемые на нашем сайте. Итак, начнем с каркасных байдарок. Средняя скорость спортивной байдарки, судя по собственному опыту сплавов и полученным сведениям из различным источников, составляет от семи до девяти километров в час. Разумеется, каркасная байдарка на спокойной воде и с сильными гребцами-мужчинами идет быстрее, чем при встречном ветре, с достаточно неумелыми гребцами-подростками, например. То есть, при желании, двое подготовленных мужчин, решивших испытать собственные силы, смогут разогнать каркасную лодку до десяти-одиннадцати километров. Правда, сравнительно долго удерживать подобную скорость могут далеко не все. Так что, приходится признать: девять км/ч — максимальный предел каркасников.
Теперь поговорим про надувные байдарки. В сравнении с предыдущим представителем байдарок, надувнушки идут медленнее примерно на три-четыре километра в час. Их огромный недостаток — неимение элементов каркаса — делает их чрезмерно рыскающими на воде. К тому же, каждый гребок не только добавляет им скорость, но и направляет, так как подавляющее большинство этих лодок в принципе не имеет рулевого управления. Кстати, в большинстве своем, превышение семи километров в час заставляет надувнушки рыскать еще больше, что опять же лишает их скорости.
Немного про каркасно-надувные байдарки. Это переходное звено между легкими надувными «матрасами» с элементами каркаса и каркасниками. Они имеют небольшое преимущество перед истинными надувнушками. Элементы каркаса добавляют им скоростных качеств примерно в километр-полтора. Скорее всего, так проявляет себя устойчивость на курсе, когда каждое движение весла делает именно то, для чего предназначено — побуждает к движению вперед.
Но все же самыми быстрыми считаются среди байдарок представители элитного класса — неразборные байдарки. При всех равных условиях — спокойная вода, безветрие или ветер в корму, гребцы с одинаковыми силами и навыками — они обходят каркасники на те же два-три километра, на какие те «делают» каркасно-надувные лодки.
В заключение остановимся немного на ветеранах российского байдарочного спорта, рассмотрим скорость байдарки Таймень. Если Таймень обихаживается владельцем, «шкура» у него не брезентовая, а сделана из качественного ПВХ, что дает и преимущества в скорости. Байдарка Таймень имеет скорость на спокойной воде около девяти километров в час. Естественно, это не скорость лодки с мотором, но бывалых байдарочников впечатляет, не правда ли?
Ваша оценка «Какая байдарка лучше? Сравниваем байдарки»
5.8 из 10 на основе 20 оценок.
Отзывы:
/07-08-2013/Leonid
- Сплав по Самарке-2013 или Да здравствуют весна и водопады!
- Какая байдарка лучше? Сравниваем байдарки
- Байдарки от фирмы Тритон (Санкт-Петербург)
- Скорость байдарок. Какая байдарка быстрее?
- Байдарку напечатали на 3D принтере
Вы читали :«Какая байдарка лучше? Сравниваем байдарки» Раздел: Интересные статьи
Каркас
Самая прочная, с точки зрения ветроустойчивости, конструкция с перекрестными дугами. Чем их больше, тем жестче каркас.
- образцы с одной дугой весьма ненадежны и могут сложиться под тяжестью снега;
- двух опор обычно достаточно;
- в сложных условиях устойчивость обеспечат три и более стойки.
Дополнительную крепость убежищу придают оттяжки. Для стоянки лучше выбирать оттяжки со светоотражающими элементами – заплутавший ночью сосед по лагерю не наткнется на ваш домик.
Существует два способа установки палатки: ручной и автоматический. Первый предполагает ручную сборку каркаса и натягивание тента. Процесс монтажа автоматических экземпляров занимает всего 2–3 минуты, поскольку укрытие раскрывается самостоятельно. Как несложно догадаться, такие механизмы дороже и габаритнее.
Дуги изготавливают из нескольких видов материалов:
- Алюминий – наиболее практичный вариант, объединяющий отличные эксплуатационные свойства: надежность, легкость и доступную стоимость.
- Карбон (углеволокно) – применяется в дорогих облегченных объектах.
- Стекловолокно – бюджетные изделия с высокой упругостью. Главный минус – хрупкость и подверженность растрескиванию под воздействием солнца и мороза.
- Дюрапол – прочная версия стеклопластика. Легкий, ударостойкий и не гнется.
Виды байдарок
Надувная байдарка
Байдарка – это легкая, узкая лодка, имеющая острые обводы. Управление лодкой осуществляется с помощью двулопастного весла, это отличает байдарку от прочих гребных судов. Бывают одно-, двух-и трехместные плавсредства, где гребцы размещаются один за другим лицом по направлению движения. Трехместные байдарки встречаются редко, чаще спортивные и туристические судна одно-или двухместные.
Отличительными особенностями этих лодок являются: герметичность корпуса от попадания воды внутрь через посадочные места, особенность конструкции весел (с разным углом разворота лопастей или с одинаковым), оснащенность воздушными баллонами на носу или корме для создания непотопляемости.
Все плавсредства этого типа делятся на две большие группы: разборные и неразборные. Первый тип обычно одноместный, изготовленный из пластика. Используются неразборные модели для прохождения сложных порогов и водопадов, не предназначены для длительных водных походов. Другое название неразборного судна – каяк.
В зависимости от технологии изготовления, разборные байдарки делятся на следующие виды:
- Многосекционные пластиковые судна;
- Каркасные, состоящие из деревянного или металлического каркаса, обтянутого шкурой.
- Надувные
- Каркасно-надувные, аналогичные по конструкции с каркасными, но с надувными баллонами, создающими запас непотопляемости.
Разборные байдарки используются в многодневных походах, поскольку они прочные и удобные для переноски. Наибольшее распространение получили надувные и каркасно-надувные лодки.
На что советуют обратить внимание специалисты при выборе
Подбор судна трудно назвать простой процедурой, особенно если занимается этим начинающий пользователь
При рассмотрении доступных моделей очень важно учесть несколько важных факторов, а также убедиться в соответствии лодки конкретным требованиям эксплуатации
Какую тяжесть выдержит
Важная характеристика для любой модели. Связана непосредственно с количеством мест и наличием грузовых отсеков. Для перемещения большого количества вещей лучше сразу выбрать вместительную модель с возможностью перевозки большого груза.
Планируется только сплав или пешеводное путешествие
В зависимости от планов на путешествие выбирается конструкция соответствующего веса
Если надо не только сплавляться по реке, но и перемещаться по суше, важно использовать максимально легкую модель
Длина судна
Короткие лодки не отличаются значительной быстроходностью, однако оказываются гораздо легче более длинных и быстрых судов.
Длинные и короткие судна
Сложность сборки
Слишком долгая сборка лодки может испортить все впечатление от похода. Поэтому лучше подбирать конструкции, которые собираются достаточно просто и быстро. При необходимости можно заранее ознакомиться с соответствующими видеоуроками и инструкциями.
Комплектация
Некоторые байдарки продаются вместе с комплектующими, тогда как для других соответствующие компоненты потребуется приобрести отдельно. Нужно предусмотреть все возможные затраты, чтобы изначально выгодная сделка не превратилась в действительно ощутимые расходы. Для комфортного перемещения может потребоваться руль и парус, а для надувных моделей нужен насос. Также не стоит пренебрегать специальными ремонтными наборами, позволяющими осуществить починку байдарки для туризма.
Цена
Стоимость байдарок может находиться в широком диапазоне, поскольку современные модели изготавливаются из самых разных материалов. Продукция известных брендов всегда будет дороже, однако она же характеризуется высоким качеством и долговечностью. При подборе стоит учесть, где конкретно будет использоваться транспорт. Для прогулок слишком дорогая профессиональная байдарка будет не нужна, тогда как профессиональным спортсменам приходится приобретать все самое лучшее.
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.
Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках
(гидроциклах или водных мотоциклах).
5 причин отправиться в сплав на байдарке
Доступная стоимость отдыха
В среднем цены на отдых достаточно небольшие. На реках центральной России и Подмосковья вы сможете провести отдых, портатив от 7 до 12 тысяч рублей, плюс стоимость билета на скоростной поезд до места сплава. Цена зависит от удаленности реки и сложности сплава. Если вам хочется более острых ощущений, то всегда можно выбрать комбинированные туры, включающие помимо сплава пешие походы и поездки на велосипедах.
Не нужно далеко ехать
Обычно на байдарках сплавляются по рекам Владимирской, Орловской и Тверской областей. Добраться в эти районы не составляет труда. Просто берем билет на скоростной поезд до нужного пункта, 2–3 часа в пути — и мы на месте. Большинство сплавов проходит по рекам, удаленным на 200–300 км от Москвы.
Нет ограничений по возрасту
Хотите поехать с детьми или с бабушками-дедушками? Нет проблем: в основном все реки для сплавов на байдарках спокойные и без порогов. Управлять лодками легко, так что многим по силам этот вид туризма.
Можно поехать в любое удобное время
90% сплавов проходят в формате тура выходного дня. Однако без проблем можно организовать отдых на неделю, если у вас отпуск. Так даже лучше, если вы хотите побыть наедине с природой: в будни на реках почти нет туристов. Такой отпуск будет стоить совсем недорого, а по полученным впечатлениям перекроет многие заезженные направления и позволит выделиться среди друзей и коллег по работе.
Насыщенная программа
Сплав на байдарках — это не просто прогулка по воде, но и целое путешествие с возможностью организовать игры, командообразующие квесты на свежем воздухе. Также можно порыбачить, искупаться, отдохнуть на песчаных пляжах и даже организовать походную баню.
Выбор места
Отправляются в водный поход на байдарках исходя из соображений сложности. Максимальный показатель этого параметра составляет 6, но в такие места инструкторы не рекомендуют отправляться новичкам. Стоит учитывать, что даже лёгкий участок может стать опасным в определённое время года. Как правило, летом вода более спокойная и подходит для «семейных» заплывов. В весеннее же и осеннее время происходит наплыв водоёмов, за счёт чего ускоряется течение и увеличивается количество препятствий.
Места для похода лучше выбирать исходя из его целей. Для спокойного семейного отдыха больше подойдут большие озёра. В таком случае можно отправиться и по приближённым рекам к Москве. Любители острых ощущений ездят в горные районы. Вода там обычно извилистая и бурная и обладает большими порогами. Нужно также учитывать отдалённость таких мест, ведь до некоторых можно добираться на машине, к другим же придётся тащить всё оборудование на себе.
Конечно, можно устроить водный поход неизведанными территориями, но они определённо не подходят для новичков. При неимении большого опыта в горных сплавах лучше отправляться в Карелию. В ней можно составить маршрут Выгозеро — Сума. Рядом же находится речка Шуя, на которой расположены неплохие пороги. Если времени совсем мало, то можно направиться в Селигер — это недалеко от столицы. А чтобы устроить отдых подальше от города, есть речка Ока Саянская в Бурятии. Правда, по ней лучше спускаться с опытным проводником.
Особенности поиска
Нужно учитывать, что на известных местах могут находиться и другие отдыхающие. С одной стороны, на таких реках уже могут быть установлены стоянки и места для отдыха на береге, но с другой, если люди также катаются на лодках, может быть тесно. При спуске нескольких групп может возникнуть опасность столкновения. И даже если речка достаточно широкая, команды используют разные стратегии плавания, а при сильном течении сложно контролировать скорость.
Распространённые реки для спусков:
- Нерль. Имеет первую категорию сложности. На ней нет порогов и трудных препятствий. Лучший период для похода в июне, и отправляться туда лучше всей семьёй.
- Мста — второй уровень. Большая открытая территория с обустроенными для стоянок берегами. Ежегодное место отдыха для множества туристов и практики для спортсменов.
- Пистайоки. Река третьей категории. Имеет большую популярность из-за интересных мест для прохождения. Все они располагаются рядом друг с другом, поэтому обеспечивают активный спуск.
- Катунь. Самая крупная река Горного Алтая с четвёртым уровнем сложности. Подходит опытным спортсменам из-за сложных маршрутов и крутых поворотов.
- Чегем — пятая категория спуска. Эта река очень зависит от погодных условий. Она в любом погодном состоянии очень сложная из-за высоких порогов. Несмотря на свою небольшую длину, пройти за один день этот водоём не удастся.
Есть и шестая категория, но её используют только экстремалы. Она не подходит для туристических походов или коллективного отдыха, ведь любая ошибка там может стоить человеческой жизни. Новичкам лучше начинать с первых уровней, чтобы выработать навыки. Более опытным сплавщикам не рекомендуют начинать с высоких категорий, ведь если неправильно предусмотреть погоду, третий уровень реки быстро усложнится до четвёртого.
Правильная подготовка
Многие люди отправляются в поход на байдарках с группой знакомых. Даже не имея необходимого опыта, они нередко идут на трудные участки. Часто это заканчивается повреждением имущества или же может повлечь травматизм. Если команда не знает, куда лучше отправиться, можно воспользоваться услугами специализированных компаний. Они подберут водный маршрут необходимой сложности и обеспечат своим проводником.
Выбирая водный маршрут по рекам, нужно учитывать много факторов. Успешность похода зависит от выбранного водоёма, проложенного маршрута и техники управления байдаркой. Нужно учитывать состояние погоды и правильно рассчитывать силы для управления лодкой: впереди должны сидеть люди с вёслами и достаточным опытом. Подойдя основательно к этой задаче, можно гарантировать удачность похода.
При выборе маршрута нужно обязательно учитывать погоду. В солнечное или ветреное время вода ведёт себя по-разному. Многие любят кататься на байдарках зимой, но стоит учитывать опасность льда, который может повредить лодку.
Надувные байдарки
В советское время выпускались прорезиненные байдарки «Ласточка-1» и «Ласточка-2», но большой популярностью они не пользовались.
Современные материалы, прежде всего, ткани с ПВХ-покрытием, позволяют произвести надувные суда совсем другого класса: в частности, теперь их можно накачивать до давления в 2-3 атмосферы, а это совсем другая жесткость судна и, значит, другие скоростные характеристики, если сравнивать с «прорезинкой», которая, ко всему, еще и тяжелее. Кроме того, современные технологии сварки и склейки таких тканей позволяют в куда более широких пределах «играть» с формами баллонов, а значит, и с обводами судов.
Поэтому надувные байдарки сегодня переживают ренессанс.
Характерные представители «отряда» — К54.10 («Романтика», Украина), А-450 («Нэрис», Украина), «Аврора KM425» («Фиорд-Бот», Украина), Solaris 42VS (Solaris-Boat, Украина) , «Щука » (КБ «Сталкер», РФ). У последней, впрочем, иная (и да простят нас «щуковфилы» — устаревшая) конструкция: надувные баллоны вкладываются в негерметичные чехлы. Именно последние держат форму и механическую нагрузку. Сушить и чинить такую лодку сложнее, пленочные баллоны после нескольких лет службы могут выйти из строя.
В этой же нише «пасутся» многие китайские производители безосновных лодок – то есть, по большому счету, из толстой пленки. Судно получается легким, но непрочным.
Как правило, образуют надувную байдарку два круглых в сечении баллона вдоль бортов, сужающиеся и сближающиеся к носу и корме. Дно может быть также с поддувом (вроде надувного матраца) или без него. У «Романтики» и Solaris-Boat, к примеру, есть модели с надувным килем, поверх которого лежат поперечные фанерные стлани.
Как правило, байдарки-надувнушки шире своих каркасных и каркасно-надувных собратьев (0,9…1 м против 0,7…0,85 м), обладают более полными обводами. За счет этого они остойчивее: скажем, пара детишек может свободно свешиваться с одного борта – и родители при этом не опасаются, что судно перевернется. Эти суда быстрее всего собираются и разбираются (четверти часа достаточно), поэтому лучше прочих подходят для походов выходного дня и просто покатушек на час-другой. Они же – за счет отсутствия каркаса – лучше всех упаковываются, так что лодка без проблем помещается и в багажник малолитражки, и в самолет, и в троллейбус . Они же наименее уязвимы для камней и коряг, не боятся ударов о препятствия, изгибов и пр. – в лодке нечему ломаться. Хотя, конечно, пробоина, если уж случится, принесет больше проблем, чем в случае с каркасной лодкой. Может даже потребоваться вмешательство профессионала-ремонтника.
Обитаемость «надувастиков» в среднем ниже, чем каркасников: баллоны и надувное дно съедают часть внутреннего объема. Но, пожалуй, она выше, чем у многих каркасно-надувных судов: нет шпангоутов (поперечных элементов каркаса), которые делят лодку на отсеки. Именно надувнушки чаще других делаются в форм-факторе open deck – полностью открытыми или с совсем небольшими «козырьками» на носу и корме. Это тоже повышает удобство посадки и погрузки.
Ходовые характеристики у надувных лодок все же хуже, чем у каркасных – сказывается бОльшая ширина, более полные обводы, закругленный нос. И парусность у них выше.
Исключение – байдарки семейства «Игла». Их обводы максимально приближены к каркасным за счет необычной формы бортовых баллонов (они в сечение представляют восьмерку, причем достаточно «худую»). Кроме того, борта «Игл» изогнуты вдоль всей лодки. У традиционных надувнушек они, как правило, параллельны на большей части длины. Наконец, в носу у «Иглы» устанавливается жесткий несъемный штевень, что делает носовые обводы более острыми (байдарка «раскрывает» воду). Поэтому на ходу эти суда уверенно тягаются с каркасниками, а то и обходят их.
Резюме: надувнушка прекрасно подойдет для походов выходного дня, в том числе и с детьми. Но применима и в длительных походах. Далее нужно внимательно изучать характеристики конкретного судна.
Виды байдарок
Байдарки бывают надувными, каркасными, корпусными. Надувные модели напоминают знаменитые резиновые лодки, состоят из баллонов, которые помещаются в прочный кожух, оснащаются сливными клапанами, округлыми обводами, надувным дном. Они быстро и без особых усилий надуваются с помощью вакуумных насосов, укомплектовываются специальными рюкзаками для упаковки, могут перевозиться на любом транспорте. Надувные модели удобны для рыбной ловли, охоты, прогулок, прекрасно ведут себя на порогах и нередко используются для сплава средней сложности.
Каркасные байдарки создаются по подобию древних лодок северных народностей. Они делали байды для охоты и рыбалки из костей или дерева, связывали их китовым усом и обтягивали шкурами котиков или тюленей. Каркас современных байдарок выполняются из водостойкой фанеры, секций из дюраля или блоков из пластика. Вместо шкуры в них применяются оболочки из водонепроницаемой плотной ткани, включающие в себя деку. Такие модели быстро собираются, могут транспортироваться в разложенном виде на общественном транспорте, не требуют много места для хранения. Каркасные лодки удобны для походов, прогулок, рыбалки.
Корпусные байдарки являются монолитными. Они не разбираются, отличаются большой прочностью и хорошей плавучестью, не имеют оболочки, снабжаются максимально комфортными анатомическими сиденьями. Такие модели часто используются в спортивных соревнованиях, для сплава, выполнения каких-то виртуозных задач на воде, для экстремальных занятий.
Байдарки бывают одноместными, двухместными, трехместными и разделяются по способу посадку. В традиционном варианте «сит ин» она подразумевает расположение гребцов внутри кокпита так, что над лодкой возвышается только половина тела. Байдарки «сит ин» дополняются фартуками и юбками, которые защищают внутреннюю часть судна от попадания в нее воды. Сравнительно недавно в продаже появились модели с посадкой «сит он топ». В них гребцы сидят на верхней части деки, располагаясь над корпусом лодки. Они открыты со всех сторон, что доставляет немало проблем в прохладную ветреную погоду. Но в жаркое время года байдарки «сит он топ» предпочтительнее, так как они совсем не закрывают туловище и дают возможность легко спрыгивать с лодки и забираться на нее при необходимости.
Байдарки выпускаются в туристических, прогулочных, спортивных, сплавных, морских вариантах. Каждый из них имеет свою специфику конструкции, которая обеспечивает качества, нужные лодки в том или ином случае. Так, сплавные байдарки обладают укороченной кормой и закругленными обводами, делающими их более послушными и верткими на крутых порогах и перекатах. Прогулочные и туристические модели имеют более широкую форму и снабжаются вместительными багажными отсеками питьевой воды, вещей, продуктов. Носовая и кормовая части морских и океанских лодок немного приподняты, киль заострен. Это нужно для того чтобы байдарка хорошо держала курс при встречном ветре и на высоких волнах.