Причины плохой работы кондиционера
С этой проблемой вполне можно справиться самостоятельно. Нужно открыть крышку внутреннего блока кондиционера (обычно она держится пластмассовыми защёлками которые открываются простым усилием руки) и промыть фильтры проточной холодной водой (горячая может их деформировать) после чего установить их на место.
загрязнены теплообменник внутреннего или/и наружного блоков.
Особенно сильно забивает тополиный пух и выхлопные газы, образовывающие плёнку на поверхности теплообменника.
Их можно почистить мойкой высокого давления (Кёрхером), пароочистителем, механическими средствами, специальной химией. Или заказать сервисное обслуживание.
загрязнён вентилятор внутреннего блока.
Кондиционер необходимо разобрать и почистить вентилятор внутреннего блока, к примеру щёткой или мойкой высокого давления.
Требуется заправить кондиционер хладагентом любым удобным способом, предварительно обнаружив и устранив причину утечки фреона.
не работает вентилятор внутреннего/наружного блоков.
Причиной этому может быть поломка платы управления, пускового/рабочего конденсатора, электродвигателя, а в случае вентилятора внешнего блока ещё и межблочное соединение.
поломка четырёхходового клапана
Этот клапан находится во внешнем блоке сплит-системы и отвечает за переключение режимов работы тепло/холод. Его можно отремонтировать или заменить.
не работает компрессор
Компрессор может заклинить, может произойти пробой обмоток на корпус, межвитковое замыкание или внутренний обрыв. Также может выйти из строя пусковой/рабочий конденсатор или термореле, так называемая «таблетка». Конденсатор и термореле необходимо поменять, а вот в остальных случаях необходимо заменить компрессор или полностью внешний блок (заклинивший компрессор можно попытаться «расклинить»)
В инверторных кондиционерах компрессор может не работать из-за инверторного силового модуля.
неисправны температурные датчики
Датчики могут быть замкнуты ли разомкнуты или их сопротивление не соответствовать нормальному значению, при этом плата управления не включает кондиционер или не подаёт сигнал на запуск компрессора, датчики необходимо заменить на исправные.
неисправны датчики низкого/высокого давления
В этом случае, как и в предыдущем, кондиционер включает защиту до устранения неисправности.
засорена капиллярная трубка
Кондиционер с забитой капилляркой нормально работать не будет, поэтому её надо прочистить прессом или впаять новую. Капиллярная трубка может быть забита влагой, которую можно удалить путём вакуумирования.
Это самые основные причины того что кондиционер не холодит или плохо работает, но даже если кондиционер работает нормально, на выходе выдаёт нормальную температуру, но при этом в комнате не прохладно, это значит что он не правильно подобран. Следует установить дополнительный кондиционер или кондиционер большей мощности.
В любом случае, чтобы отремонтировать кондиционер важно сделать правильную диагностику и выявить точную причину поломки кондиционера
Почему кондиционер не греет?
В кондиционере не работает режим оттаивания
Но как быть, если функция обогрева в кондиционере недоступна по каким-либо причинам?
Рассмотрим несколько факторов, которые могут повлиять на его работу:
- Сильные морозы. Электроприбор попросту может быть не предназначен для обогрева помещений при подобных погодных условиях. Это и есть частая причина того, что кондиционер правильно не греет. Мощности некоторых устройств не рассчитаны на такой сильный температурный перепад, поэтому устройство и не способно подогреть воздух в комнате более, чем на 3 градуса. Зато при условии, что на улице от 0 до +5 °C, прибор греет воздух с наибольшей продуктивностью.
- Тепло не подается при наличии потока воздуха из внутреннего модуля. Приток воздуха в помещение имеет температуру, схожую с уличной. Тут явно наличие проблемы с компрессором. Возможна поломка в четырехходовом клапане, который является ответственным элементом за изменение режима работы кондиционера. При наличии повреждения, он не может обеспечить переключение режимов функционирования прибора с летнего на зимний. В этом случае потребуется замена либо ремонт компрессора.
- Нарушен либо отсутствует режим «оттаивания». При таких обстоятельствах электроприбор все-таки работает в обычном режиме охлаждения воздуха. Функционируют блоки, подающие воздух. А в режиме обогрева не работает.
Другие причины и способы наладки
Некоторые модели кондиционеров имеют в своей комплектации спираль, вырабатывающую тепло, которая установлена на внутреннем блоке прибора. А вентилятор разносит подогретый воздух по помещению. Когда подогрев атмосферы осуществляется плохо, стоит проверить прибор на наличие проблем с питанием спирали либо же с вентилятором внутреннего блока.
Некоторые неполадки такого характера под силу устранить потребителю самостоятельно. Проблема может скрываться в простом промерзании конденсата во внутренних трубках электроприбора, что влечет за собой их засорение и появление непроходимости.
Если на улице и так мороз, то временное отключение прибора не поможет. Намерзание внутри трубки не растает из-за отрицательных температур снаружи. Остается ждать потепления либо можно попробовать запустить обогревательный электропровод, проходящий вдоль этих трубок. Это поможет, если нет проблем с внешним блоком.
Возможные причины возникновения конденсата:
- Непрофессионально проведенные монтажные работы, нарушившие целостности и работу кондиционера.
- Наличие в приборе производственного дефекта.
- Присутствие микротрещин, через которые жидкость поступает внутрь устройства. Тут не исключены возможности повреждения комплектующих механическим путем либо из-за неправильных условий эксплуатации.
При таких обстоятельствах невозможно прогреть контур. Но если попробовать переключить режимы с функции обогрева на охлаждение, а через время в обратном порядке, возможно проблема будет устранена. Может понадобиться несколько таких поочередных переключений, чтобы пробка подтаяла и выскользнула из трубки, освободив проход.
Переключение кондиционера с охлаждения на обогрев
Из-за образования трещин, иных повреждений с появлением микроскопических зазоров может произойти падение давления во фреоновом контуре. Это становится возможным по причине потери небольшого количества хладагента. При таких обстоятельствах кондиционер будет плохо охлаждать и греть.
Проблему с дозаправкой фреоном устранят сервисные службы, которые занимаются обслуживанием. Действия производятся через патрубок арматуры, находящийся во внешнем блоке снаружи здания. Специалисты пользуются коллектором для азотирования, вакуумирования и дозаправки.
А вот определить такую необходимость можно самостоятельно. Для этого надо найти и обследовать шкалу агрегата, где указаны фактические показатели наличия фреона. Сравнив их с рекомендуемыми по паспорту прибора, выявляют потребность в дозаправке.
Мастера используют специальные термометры для замера паров фреона при входе в компрессор. А показания коллектора укажут на цифровые данные о состоянии давления. Наличие температурной разницы более чем на 8°C между этими двумя цифрами указывают на потребность в дозаправке.
Собственноручное исправление неполадок
К счастью, с рядом неисправностей можно справиться самостоятельно, не прибегая к помощи мастера по ремонту.
Неверные настройки
Если техника плохо охлаждает комнату, это может быть связано с двумя причинами:
- В настройках оборудования установлена высокая температура. Для того, чтобы помещение быстро наполнилось прохладой, стоит выбрать самую низкую, а затем установить комфортную.
- В параметрах выбрана опция вентилятора. Этот режим отвечает за циркуляцию воздушных масс и никак не влияет на его температуру. В этой ситуации нужно поставить режим охлаждения.
Мнение эксперта
Левин Дмитрий Константинович
Когда сплит-система нагревает воздух, стоит проверить, не включена ли опция обогрева. Если да, стоит переключить ее на режим охлаждения. Это актуально только для оборудования, имеющего функцию обогрева.
Засор фильтров внутреннего блока
Пошаговые действия по очистке фильтров внутреннего блока.
Для засора фильтров внутреннего блока характерна низкая степень охлаждения воздушных масс. В том числе можно заметить, как устройство начинает подтекать или обмерзать. Это связано с тем, чем пыль, шерсть и волосы склонны скапливаться на пластинах теплообменника, ввиду чего радиатор недостаточно хорошо отдает холод.
Решение: заняться очисткой фильтров. Для этого нужно снять крышку блока, вынуть фильтры и промыть их под струей холодной воды. О том, как правильно снять крышку, можно прочесть в заводской инструкции.
Важно учитывать, что нельзя очищать фильтры при помощи горячей воды: это может привести к их деформации.
Загрязнение радиатора внешнего блока
Для загрязнения радиатора внешнего блока помимо слабого охлаждения характерна периодическая остановка компрессора. Эта неисправность вызвана воздействием факторов извне: пыль и тополиный пух замедляют вращение вентилятора. Ввиду этого снижается теплообмен между конденсатором и уличным воздухом, а вместе с ним убывает способность сплит-системы снижать температуру воздуха дома или в офисе.
Решение: заняться чисткой внешнего блока. Для этого подойдет парогенератор. Однако если такой техники нет — не страшно, можно воспользоваться обычной щеткой.
Если владелец устройства живет в многоэтажном доме, а внешний блок расположен в труднодоступном месте, не нужно рисковать жизнью, вставая на отступы окон и крыш. Лучше воспользоваться услугами промышленного альпиниста.
Низкое или нестабильное напряжение в электросети
Если внешний блок устройства постоянно то включается, то выключается с периодичностью в 2-3 минуты, это означает, что напряжение в электросети нестабильное или слишком низкое. Как итог возникает перегрев обмотки ротора и последующее отключение мотора по тепловому реле.
Решение: установка реле контроля напряжения, в дополнение к нему можно поставить электростабилизатор.
Кондиционер не включается
Происходит это как правило по двум причинам:
Первая заключается в том что произошла утечка и хладагент в системе отсутствует или его количество недостаточно. Для проверки необходимо подключить манометры. И если давление в системе менее 2 атм . Датчик аварийного давления отключает питание на компрессора. Вал компрессора не вращается от приводного ремня и давление в системе не создаётся. Датчик давления тем самым предохраняет компрессор от работы без хладагента. Ещё проще можно убедиться в том что в системе недостаточное количество хладагента , это перемкнуть между собой контакты датчика. В этом случае проверяются сразу две неисправности либо отсутствует хладагент, либо обрыв в цепи питания компрессора.
На неработающем двигателе, при включённом зажигании и кондиционере перемыкаются контакты датчика и электро муфта сработает, должен быть слышен характерный щелчок. Если этого не происходит соответственно либо нет хладагента. При подключении манометров это видно . Давление в системе должно быть более 3 атм.
С хладагентом всё в порядке, тогда необходимо искать проблему в электрической схеме. Это может быть обрыв в электропроводке, или вышел из строя сам датчик, или регулятор температуры, а может быть сгорел предохранитель. Здесь возникает много вариантов неисправностей. Устранить которые можно проверяя присутствие питания на каждом этапе электрической схемы. В случае если кондиционер включается и работает но нет необходимой температуры охлаждения , неисправность возникает уже в системе кондиционера.
Нестабильное напряжение или сила тока в сети
Даже сплит-система мощностью 7 BTU – «семёрка» – является довольно мощным электроприбором. Она требует постоянства показателей напряжения и силы тока, которые подведены к розетке или щитку. Если напряжение слабое, да к тому же ещё испытывает колебания – мотор-компрессор наружного блока может вообще не запуститься.
Мнение эксперта Старостин Константин Адреевич Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров
Нестабильное напряжение в сети может также быть причиной выхода компрессора ил платы управления из строя
Такой случай обычно признают негарантийным, поэтому соблюдайте осторожность и воздержитесь от эксплуатации кондиционера, пока параметры тока не придут в норму.. Но даже если пуск всё же произошёл, пониженное напряжение не даст компрессору работать в полную силу. Это значит, что на достижение давления фреона, необходимого для оптимальной работы, потребуется больше времени
Кондиционер в таких условиях будет постоянно «недорабатывать»
Это значит, что на достижение давления фреона, необходимого для оптимальной работы, потребуется больше времени. Кондиционер в таких условиях будет постоянно «недорабатывать»
Но даже если пуск всё же произошёл, пониженное напряжение не даст компрессору работать в полную силу. Это значит, что на достижение давления фреона, необходимого для оптимальной работы, потребуется больше времени. Кондиционер в таких условиях будет постоянно «недорабатывать».
1 Кондиционер не обогревает в сильный мороз
Почему кондиционер не дует теплым воздухом, когда на улице сильный мороз? Этому существует вполне логичное объяснение. Для некоторых моделей работа в обогревающем режиме недопустима ниже заданной температуры. Это приводит к замерзанию конденсата, образованию ледяной корки и, если прибор не отключить, от перенагрузки компрессор выйдет из строя. Прежде чем эксплуатировать такой сложный прибор, как сплит система, обязательно нужно ознакомиться с инструкцией. Производители чётко прописывают условия, в которых сплит-система может работать на обогрев. Многие модели запрещается эксплуатировать при температуре ниже 5 градусов Цельсия. Выход за допустимые режимы эксплуатации кондиционера грозит серьезными повреждениями прибора.
Исключение составляют кондиционеры инверторного типа. Какой тип компрессора может работать при температуре 20 градусов ниже нуля. Инверторная система кондиционера оснащена опцией плавного запуска режима нагревания. Сбои в работе кондиционера при выполнении функции обогрева могут возникать по разным причинам. Рассмотрим некоторые из них:
- Если при включении кондиционера, компрессор работает, а из внутреннего блока поступает не согретый воздух, но не включается в режим обогрева, то причина неисправности скорее кроется в выходе из строя четырехходового клапана. Эта небольшая деталь играет очень большую роль в устройстве кондиционера. Именно благодаря этому клапану, осуществляется переход обогрева на охлаждение и наоборот. И соответственно, если клапан вышел из строя, обогрева не будет.
- В случаях, когда воздушная струя поступает, что показывает, что вентилятор исправен, но компрессор не работает, причина кроется в неисправности компрессора. Способ устранения такой поломки — замена или починка компрессора.
- Иногда отсутствие работы кондиционера на обогрев может заключаться в намерзании конденсата, если в данной модели не установлен осушающий фильтр. В таком случае кондиционер будет отлично работать в режиме охлаждения, но теплого воздуха не даст. Такое бывает в случае слишком низкой температуры на улице (рис. 1).
Рис. 1 Обледенение внешнего блока
- Проблемы с питанием электрической спирали также могут стать причиной отсутствия работы в режиме обогрева.
- Механические загрязнения фильтра и лопастей вентилятора могут вызывать отсутствие функции обогрева (рис. 2). Фильтр кондиционера требует регулярной очистки и ухода. Если этого не делать, загрязненный фильтр приведет к нарушению работы многих узлов, вызывая сбои в работе прибора.
Рис. 2 Механические загрязнения кондиционера
Почему кондиционер не греет точно скажет мастер сервисного центра после диагностики. Существуют случаи, когда поломку могут ликвидировать только инженеры по ремонту с помощью специального оборудования. К таким поломкам относятся проблемы с фреоном. Фреон — это газ, использующийся в качестве хладагента и циркулирующей в системе испарителя, которым является внутренний блок кондиционера.
Почему кондиционер не хочет греть, если описанные выше поломки не наблюдаются? Скорее всего причиной выхода из строя является проблема с фреоном. Наиболее часто встречаются следующие сбои:
- Одной из причин сбоя циркуляции фреона может стать выход из строя электрической платы, отвечающей за циркуляцию хладагента. В этом случае требуется замена платы или ее ремонт. Без специалиста тут не обойдется.
- Эксплуатация кондиционеров в неблагоприятных условиях при пониженных температурах запрещается изготовителем. Если этим условием пренебречь, может образовываться лед во фреоновом контуре кондиционера и ледяные пробки. Просто так растопить пробку очень тяжело, иногда приходится ждать благоприятных погодных условий для естественного оттаивания.
- Повреждение фреонового контура и утечка газа. Такое происходит, если во фреоновом контуре кондиционера появляются трещины и дефекты, сопровождающиеся утечкой хладагента. О том, что произошла утечка фреона можно понять, исследовав место соединения между блоками. Об утечке фреона свидетельствует появление льда на штуцерах внешнего блока. Недостаток фреона в контуре приводит к перенапряжению компрессора, что может стать причиной его поломки. Компрессор — очень дорогая деталь кондиционера, его замена по стоимости — это половина самого прибора. Поэтому нужно быть очень внимательным и своевременно проводить дозаправку фреона, также периодически проводить техосмотр всего кондиционера. В случаях такой неисправности кондиционеру требуется дозаправка фреона, для чего придется вызывать мастера, который произведет дозаправку фреона и устранит повреждения контура.
Причины плохого охлаждения
Рассмотрим несколько причин, почему кондиционер может плохо охлаждать помещение. Не всегда они требуют ремонта.
Причины, которые не являются поломкой:
- Неправильное размещение внутреннего блока.
- Неправильное размещение наружного блока.
- Нарушения при эксплуатации кондиционера. Например, включение при открытых окнах или его работа при низких температурах на нагрев.
Чтобы сплит-система хорошо охлаждала, ее блоки должны быть размещены так, чтобы доступ к воздуху был хороший. Также особенности охлаждения зависят от модели и от перепада температур, некоторые справляются хорошо с большими перепадами, некоторые нет
При выборе надо обращать на это внимание
Если кондиционер не холодит или холодит очень слабо, не стоит сразу обращаться к мастеру. Причины, по которым кондиционер дует, но не охлаждает, могут не требовать ремонта:
- Неправильно подобран кондиционер, на огромную площадь выбрана модель либо впритык по квадратным метрам, либо меньше квадратуры помещения. Тепловая нагрузка должна быть по техническим характеристикам системы.
- Открыто окно или дверь, в которую поступает теплый воздух, кондиционер не успевает охлаждать пространство.
- Сбиты настройки на пульте.
Нужно посмотреть, на холоде ли стоит настройка, не переключилась ли система на обдув или совсем на тепло
Стоит обратить внимание на температуру, если она равна температуре на улице или выше ее, понятно, почему не охлаждает система
Кондиционер
Не запускается наружный блок
Если при включении сплит-системы снаружи тишина, значит, что-то случилось с наружным блоком. Может быть, он просто засорился.
Загрязнение фильтров или блоков
Существуют и другие поломки или причины, по которым придется обращаться к специалистам:
- Загрязнен радиатор внешнего блока.
- Засор трубопровода.
Если засорился сетчатый фильтр, его можно почистить самостоятельно, промыть в мыльной теплой воде.
Недостаток фреона в системе
Еще одна причина плохой работы кондиционера, это недостаточно фреона или его избыток. Оба варианта одинаково плохо влияют на работу устройства.
Неисправность вентилятора или компрессора
Если кондиционер хорошо дует, но плохо охлаждает, скорее всего, это неисправность компрессора или вентилятора.
Еще может быть, что не работает переключающийся клапан. Если компрессор не включается совсем, то не исправен пусковой или рабочий конденсатор.
Выход из строя датчиков
Если сплит-система дует теплым воздухом вместо холодного, значит сломался или неправильно работает датчик температуры или не исправна плата управления.
Бывает так, что кондиционер охлаждает, но не дует. Скорее всего, сломался или перегорел моторчик вентилятора или износился подшипник.
Устранение неисправности
Диагностика и устранение неисправностей автомобильного кондиционера
Проще всего работоспособность кондиционера, установленного в авто, определяется наощупь — по разнице температур между тонкой трубкой нагнетателя, входящей в конденсор, и толстым патрубком, выходящим из компрессора. У работающей системы кондиционирования трубка нагнетателя должна быть горячей, а толстый патрубок – холодным. Если разница температур между ними отсутствует, значит, кондиционер в машине не работает. Да и холодный воздух из вентиляционных отверстий в салон автомобиля поступать не будет.
Причинами неисправности автомобильного кондиционера могут быть:
- нарушение герметичности элементов системы;
- загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) или всего устройства в целом;
- механические поломки деталей системы (резиновых патрубков, латунных трубок и пр.);
- поломка компрессора.
Автокондиционер — это достаточно сложное устройство, которое самостоятельно отремонтировать невозможно. Своими руками можно только проверить его работоспособность. А чтобы очистить систему кондиционирования в автомобиле или заправить фреоном, нужно иметь под руками специальное оборудование. Единственный способ избежать поломки автомобильного кондиционера — регулярно и тщательно ухаживать за ним.
Основные причины, по которым кондиционер плохого охлаждает воздух
- Загрязнившиеся фильтры внутреннего блока. Данную причину можно устранить следующим образом. Снимите крышку передней панели и достаньте воздушные фильтры. Фильтры кондиционера – это конструкция с маленькими сеточками. Фильтры помойте теплым мыльным раствором, затем просушите их и верните на прежнее место.
- Кондиционер может плохо работать из-за загрязненного теплообменника в блоке. Особенно детали кондиционера загрязняются в период цветения тополей, когда в воздухе витает много тополиного пуха. Также кондиционер может пострадать от уличного воздуха, слишком насыщенного газами транспортных средств, фабрик и заводов. Устранить проблему можно, пропылесосив грязные детали специальным пылесосом. Также можно применить керхер и вымыть фильтры давлением воды.
- Может сильно загрязниться вентилятор внутреннего блока. Вентилятор также вынимается с кондиционера и промывается в мыльной теплой воде. Высушивается и возвращается на место.
- Кондиционер может плохо работать из-за недостатка или отсутствия фреона. Устранить такую проблему можно заправив устройство специальным средством. Данную процедуру должен проводить только опытный специалист, который подберет наиболее подходящий способ заправки фреона из трех существующих.
- Может выйти из строя один из вентиляторов кондиционера, из-за поломки дополнительной платы или электродвигателя.
- Кондиционер плохо охлаждает помещение из-за поломки четырех ходового клапана, который переключает с режима охлаждения на режим обогрева. Если он действительно вышел из строя, его нужно заменить. Диагностировать и заменить его могут специалисты.
- Кондиционер может плохо выполнять свои функции из-за поломки компрессора. Его может заклинить или замкнуть. Также может поломаться реле или конденсатор. Если поломка в конденсаторе или реле, их можно заменить. Если же случалось замыкание компрессора придется поменять весь внутренний блок. Впрочем, при такой поломке устройство просто не включится.
- Могут начать неправильно работать датчики температуры. Они могут показывать неверные данные. Из-за этого плата управления не будет сигнализировать системе, что нужно включить компрессор. Если причина поломанные датчики, их следует поменять.
- Также датчики могут не работать из-за повышенного или пониженного давления.
- Кондиционер может плохо работать из-за засорения капиллярной трубки. Для устранения данной неисправности, капиллярную трубку чистят с помощью пресса или же впаивают новую. Если трубочка забилась конденсатом, ее чистят с помощью вакуумирования. Характерный признак данной неисправности – капает вода из кондиционера (внутреннего блока) или подозрительно не капает с внешнего.
Теперь вы знаете, в чем заключается низкая эффективность охлаждения кондиционера. Если же техника полностью исправна, а в комнате как всегда жарко и повышена влажность, значит, вы неправильно выбрали модель, и кондиционеру не хватает мощности, чтобы охладить большое помещение.
Самое главное помнить, прежде чем начинать ремонтировать кондиционер, важно сделать диагностику его работы и определить действительную причину не исправности
Как решить неисправность?
Устранение большинства обозначенных неполадок под силу лишь квалифицированным мастерам, в арсенале которых имеется весь необходимый инструмент для диагностики холодильной техники. Учитывая дороговизну специального инструмента, высокую вероятность ошибки и опасность некоторых операций, вызов специалиста целесообразнее, чем попытки решить проблему самостоятельно.
Группа Компаний «ПромХолод» — это команда опытных, квалифицированных специалистов. Наши мастера работают оперативно, безошибочно определяют проблему и находят наиболее рациональное решение. Чтобы вы могли в этом убедиться, компания дополнительно предоставляет гарантию на отремонтированную технику.