Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Правила эксплуатации литий-полимерных аккумуляторов

Li-Pol АКБ прослужит долго, если соблюдать ряд простых правил

Важно понимать, что несоблюдение рекомендаций может причинить непоправимый вред батарее

Защищайте литий-полимерный элемент питания от перегрева, переохлаждения, перепадов температур. При сильном нагреве батарея может воспламениться, при низких температурах замедляются химические реакции и АКБ перестает работать. Чтобы пользоваться телефоном зимой на улице, держите его во внутреннем кармане одежды. При совершении звонка он не успеет остыть даже в мороз.

Сохраняйте баланс энергии — поддерживайте заряд литий-полимерного аккумулятора в диапазоне 10-90%. Емкость АКБ при этом немного теряется (емкостью называют количество запасенной энергии), но зато вы получает выигрыш в виде максимально продленного срока службы батареи.

Новые модели планшетов и смартфонов оснащены контроллером, который помогает поддерживать баланс энергии в батарее. Он не допускает разрядку до нуля и прерывает зарядку до достижения 100%.

Раз в 3-6 месяцев полезно проводить калибровку – разрядите батарею до самоотключения устройства, а затем зарядите до 100%. В отличие от никелевых батарей, литий-полимерные не имеют эффекта памяти и не нуждаются в тренировке зарядом-разрядом.

В обычном режиме эксплуатации гаджета не допускайте его отключения – ставьте на подзарядку, увидев предупреждающий сигнал. Самоотключение в полностью разряженном состоянии сокращает емкость и работоспособность батареи.

Проводите подзарядку при каждом удобном случае, даже если АКБ заряжена до 60-70%. Но внимательно следите за уровнем заряда при коротких подпитках, он не должен дойти до 100%.

Идеальный диапазон заряда Li-Pol батареи составляет 30-80%. Если его постоянно поддерживать, аккумулятор будет максимально защищен от износа и прослужит предельно долго.

Не оставляйте заряженный АКБ включенным в розетку. Встроенный контроллер защищает батарею от перезарядки, но не спасает от перегрева – при контакте с током химические реакции в электролите продолжаются. Это оборачивается резким сокращением срока службы элемента питания и даже может привести к взрыву.

Если литий-полимерную батарею оставить включенной в розетку, даже исправный контроллер может не спасти от перезарядки. Аккумулятор нагревается, и вместе с ростом температуры повышается уровень заряда. Это сокращает рабочий ресурс батареи.

Используйте только оригинальное зарядное устройство, которое входит в комплект поставки гаджета. Такой блок питания откалиброван под особенности АКБ данной модели и обеспечивает оптимальный режим зарядки. Если «родное» ЗУ вышло из строя, его следует заменить зарядным устройством, сертифицированным производителем.

Перед длительным хранением гаджета зарядите батарею до 50-60%. Устройство следует отключить. При включении заряд окажется ниже – в неактивном состоянии Li-Pol аккумулятор продолжает работать и стареть.

Не заряжайте гаджет, если АКБ нагрелся при активной работе устройства. Контакт с током повысит температуру батареи, что легко может привести к взрыву или возгоранию.

Старайтесь снизить нагрузку на устройство, если эксплуатируете его во время зарядки. К примеру, можно отключить Bluetooth, GPS, соединение с интернетом, ограничить прием смс и звонков. В идеале на зарядку надо ставить выключенный гаджет.

АКБ следует беречь от механических повреждений, ударов, контактов с металлическими предметами.

Таблица характеристик батареек 18650 (емкость+ток)

Проблема в том, что большинство аналогов вообще не заморачиваются с вышеприведенными стандартами.

Они закупают голые элементы у заводов изготовителей, одевают в термоусадку, на которую наносят свои названия и собственный шифр.

Истинные значения можно увидеть только на металлическом корпусе элемента, содрав защитную оболочку.

Сводная таблица по всем ведущим маркам 18650 от LG, Samsung, Panasonic, Sanyo и Sony/Murata с указание емкости и максимального тока (+ высокотоковые модели) приведена ниже (нажмите на название марки, чтобы просмотреть все данные):

Высокотоковые LG 18650Градация по цветам

Высокотоковые Samsung 18650

Высокотоковые Sony / Murata 18650

Чем измерять ёмкость аккумуляторов

В процессе эксплуатации, как мы выяснили, ёмкость литиевой батарейки постепенно уменьшается и со временем значение, указанное на корпусе, не будет соответствовать реальному положению вещей. Как определить реальную ёмкость аккумулятора в домашних условиях? Один из вариантов — использовать специальный универсальный прибор «Аймак», вмещающий интеллектуальное зарядно-разрядное устройство, тестер, вольтметр, амперметр и многое другое.

Вариант неплохой, но его не назовешь бюджетным. Прибор дорогой, а нужен он относительно редко. Гораздо проще для этих целей воспользоваться USB-тестером. Стоит он намного меньше, а точность измерения у устройства вполне приличная.

Чтобы измерить реальную ёмкость батарейки, её необходимо полностью зарядить, а затем разрядить через ту или иную нагрузку, включив между элементом и нагрузкой тестер. При этом вход прибора подключают к элементу питания, а выход — к нагрузке, в качестве которой можно использовать полуваттный резистор сопротивлением 8–16 Ом.

USB-тестер для своего питания требует напряжение величиной 5 В (на то он и USB), но отлично работает и при напряжении до 2,5 В. Так что использовать его для измерения ёмкости одной литиевой ячейки будет возможно.

Производство литий ионных аккумуляторов на примере завода батарей

На российских промышленных заводах каждый день производят 3 миллиона этих устройств. Краткий процесс изготовления батарей состоит из четырех шагов:

  1. Изготовление электродов.
  2. Их соединение в батарею, комплектовка защитной пленкой.
  3. Упаковка в наружную оболочку, пропитка электролитом.
  4. Контроль качества, тестирование, заряд.

Устройство аккумулятора

Порядок изготовления:

Медная фольга выступает в роли анода, предварительно на нее наносится тонкий слой графита. Алюминиевая фольга с прослойкой лития служит в роли катода. Основные составляющие батарейки: корпус, в котором они размещаются, катод, анод, бумажный разделитель, помещенный между катодом и анодом, чтобы они не соприкасались. Катод – первое, что помещают в батарею, он состоит из диоксида марганца и графита. Рабочие загружают мешки этих материалов массой 1800 тонн на платформы.

  • Гидравлический механизм вытряхивает из мешков все песчинки катода до последнего в емкости. Затем материал проходит через трубы и попадает в зону смешивания. Компьютерная программа управляет клапанами, чтобы засыпать нужное количество порошка будущего катода. Графит при перемешивании в аппарате создает много пыли, так как он весит легче воздуха. Образовавшаяся катодная смесь (графит диоксид марганца) идет по конвейеру в зону катодного пресса. Здесь формировочная машина вдавливает порошок в круглые, пустые паллеты.
  • Корпусы из никелированной стали, сделанные на другом заводе, поступают с другой стороны. Они движутся в ряд по конвейерам, пока не встретятся с катодными паллетами. Механическое устройство заталкивает по три паллета в каждый корпус. После установки катодов эти трубочки попадают на магнитный конвейер и перемещаются на линию Д. Затем нужно бумажный цилиндр поместить внутрь катода, в противном случае при использовании готовой батарейки возникнет замыкание. Бумага будет разделять анод и катод. На дно батареи тоже стелется кусочек бумаги, визуально получается бумажный стакан. Бумага служит физическим барьером между положительно и отрицательно заряженными ионами, чтобы они не контактировали друг с другом при включении в какой-либо прибор.
  • Перед заполнением анода предварительно в бумажный стакан нужно внести несколько капель гидроксида лития или калия. Он является электролитом, то есть проводит в аккумуляторе электричество. Подождать 15 минут, чтобы хорошенько вещество впиталось в бумагу. После заполнения анодом батарейки идут на изготовление токоснимателя. Токосниматель представляет собой гвоздь, приваренный к стальной шляпке батарейки. Когда батарея присоединяется к проводнику (устройство представляет собой «гвоздь»), литий ионный аккумулятор накапливает в аноде электроны и отправляет их через это же устройство обратно в положительную часть батарейки. Электроны, протекающие через ножку гвоздя, позволяют батарее бесперебойно работать.
Популярные статьи  Установка тепловой завесы

Токосниматель находится на дне батарейки

  • Латунная проволока с жестяным покрытием отправляется в осадочную машину. Лезвие, находящееся внутри нее, нарезает проволоку на кусочки по 3 см. Затем холодноосадочный автомат делает в конце каждого кусочка шляпку. Готовые гвозди высыпаются на другом конце трубы. А затем попадают на конвейер, он же сбрасывает их в роторный вибратор. Гвозди отправляются на конвейер по сборке токоснимателей. Здесь они двигаются в ряд, чтобы воссоединиться с головками. Автоматический сварщик приваривает головки гвоздей. И магнитный конвейер засасывает готовые детали. Отправляет их на линию сборки Д.
  • Тестирование. Каждый аккумулятор проходит через роторный прибор, который проверяет напряжение и силу тока. Батарейки, которые не прошли проверку, сдуваются потоком воздуха. Механический распределитель помещается в коробку, идет дальше на выдержку. Им надо немного постоять, чтобы вещества осели. Точное время выдержки регламентируется заводом-изготовителем. Стальной пресс печатает шляпки для положительного конца батареи, которые затем приварят к батарейке. Шляпки делаются из магнитной стали весов 1800 тонн килограммов. Сталь попадает в пресс.
  • Этикетка. Наклейки изолируют проводящую поверхность батарейки, чтобы никакое прикосновение не могло ее сократить.
  • Заводская лаборатория проверяет аккумуляторы на протекание, ускоряя старение за счет печки в другой части завода. Все батареи проходят три вида условий контроля: высокая температура, влажность и проверка температурным циклом, при которой температура с высокой меняется на низкую до минус 29 градусов. Проверка выполняется ежедневно.

Длительное хранение литий-ионных аккумуляторов

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Электроинструмент на литий-ионных аккумуляторах уже относительно давно и плотно вошел в нашу жизнь. Постепенно и электротранспорт становится обычным средством передвижения. В том числе и для фотографов. По городам удобно перемещаться на электросамокате, за городом на электровелосипеде. Спорт фотографов не интересует, нам нужно комфортное и не быстрое перемещение, когда можно спокойно смотреть по сторонам в поисках сюжетов.

А поскольку значительный процент цены всех этих чудесных и полезных транспортных средств составляют литий-ионные аккумуляторы, нужно заботиться о том, что бы они прослужили как можно дольше.

Долговременное хранение без ухудшения характеристик литий-ионных аккумуляторов — не простая процедура. Проблема с этими элементами заключается в том, что, в отличие от свинцово-кислотных аккумуляторов, они не любят храниться более нескольких месяцев полностью заряженными. Хранить их нужно при 40-50% заряда. Хранение литий-ионных элементов со 100% -ным зарядом продолжительное время ускоряет процесс их деградации. Также немаловажным моментом является то, что наполовину разряженные батареи не взрываются (см. видео).

Хранить батареи желательно при температурах около нуля градусов. Относительная влажность не особо важна, рекомендуется около 50%. Саморазряд — это не большая проблема, если литий-ионная батарея не остается без присмотра так долго, что разряжается полностью. В этом случае ее можно просто выбросить.
Каждые 6 месяцев или около того вы должны проверять свои аккумуляторы и заряжать их до 40-50%. При зарядке до этого уровня проще всего использовать таймер. Если у вас есть батарея 10 Ач, и ее нужно зарядить примерно на 20% при помощи зарядного устройства на 2 ампера, это означает, что вы должны заряжать ее в течение часа (зарядное устройство 2 Ач / 2 ампера = 1 час).

Примерные потери емкости в зависимости от уровня заряда и температурного режима при хранении АКБ приведены ниже:

0 °С — потеря емкости при хранении АКБ с 40% уровнем заряда — 2% / год
25 °С — потеря емкости при хранении АКБ с 40% уровнем заряда — 4% / год
40 °С — потеря емкости при хранении АКБ с 40% уровнем заряда — 15% / год
60 °С — потеря емкости при хранении АКБ с 40% уровнем заряда — 25% / год

0 °С — потеря емкости при хранении АКБ с полным зарядом — 6% / год
25 °С — потеря емкости при хранении АКБ  с полным зарядом — 25% / год
40 °С — потеря емкости при хранении АКБ  с полным зарядом — 35% / год
60 °С — потеря емкости при хранении АКБ  с полным зарядом — 40% / год

Хотя некоторые люди хранят свои литий-ионные батареи в холодильнике, это не рекомендуется, потому что влажность внутри вашего холодильника может быть довольно высокой, что может вызвать проблемы с коррозией на соединениях и BMS. Лучшее место для их хранения – прохладное, сухое и недоступное для грызущих животных. Крыса может запросто прогрызть оболочку и закончится это точно также, как при повреждении батареи от удара.

Никогда не храните литий-ионные аккумуляторы в вашем автомобиле, где в летние дни температура может сильно повышаться.

Сферы применения

В настоящее время существует несколько основных типов li аккумуляторов, которые отличаются между собой сферой применения и техническими показателями. К ним относятся:

  • Титановые литиевые АКБ. Отличаются быстрой подзарядкой, продолжительным сроком эксплуатации, высокими показателями надёжности и производительности, а также большим температурным диапазоном. Такие батареи считаются самыми безопасными и надёжными. Единственные недостатки — это высокая цена и небольшая энергоёмкость. Сфера использования литий-титановых батарей: электронно-силовые агрегаты авто, ИПБ, освещение на солнечных элементах.
  • Кобальтовая li ion батарея на сегодняшний день является самым распространённым вариантом, так как используется во многих мобильных гаджетах и электронных приборах, например, видеокамеры, телефоны и т. д. Такие аккумуляторы имеют высокие показатели энергоёмкости. К недостаткам можно отнести небольшой период службы, низкую термическую стабильность и ограниченные возможности.
  • Марганцевый вариант батареи представляет собой катод, состоящий из литий-марганцевой кристаллической шпинели с трёхмерной структурой. Благодаря присутствию в аккумуляторе шпинели, обеспечивается очень низкий уровень сопротивления. Однако этот тип АКБ имеет более умеренную энергоёмкость, чем кобальт. Чаще всего такие устройства используют в медицинской технике, электрических инструментах или в силовых агрегатах.
  • Оксидные литиево-ионные аккумуляторы, в катоде которых содержится сразу несколько элементов: никель, кобальт, марганец, имеют много положительных сторон. Например, такие устройства отличаются высокой энергоёмкостью и продолжительным периодом службы. Однако у таких батарей очень слабые показатели стабильности. Область использования: телекоммуникации, электромобили, в качестве источника бесперебойного питания или аварийного освещения и т. д.
  • Железо-фосфатные li ion батарейки обладают большим периодом эксплуатации, устойчивостью при неправильном использовании, высокой безопасностью и превосходной термической стабильностью. Единственный существенный недостаток состоит в том, что в таких АКБ очень низкая энергоёмкость. Сфера использования: портативные и стационарные приборы, требующие постоянных высоких нагрузок.
  • Оксидные АКБ, в составе которых есть такие компоненты, как никель, кобальт, алюминий, обладают стабильно высокими показателями энергоёмкости и плотности энергии, а также продолжительными сроками эксплуатации. Из недостатков: низкая степень безопасности и высокая цена. Чаще всего такие АКБ используются в промышленности и медицине, в электрических силовых устройствах и т. д.
Популярные статьи  Выбираем лучшую гладильную доску — рейтинг

Эксплуатация

Li-ion элементы наиболее удобны для пользователя. У них практически отсутствует эффект памяти. Это означает, что аккумулятор можно начинать заряжать в любой момент (не обязательно ждать разряда до нуля) и до любого уровня (не обязательно до полного). Существуют и другие ограничения (по температуре, по зарядному току), они описаны в других разделах обзора.

Среднее количество циклов зарядки

Ресурс аккумулятора на основе лития в циклическом режиме (а такой режим свойственен элементам, питающим переносные гаджеты, аккумуляторный электроинструмент и т.п.) определяется количеством циклов заряд-разряд. Это количество не так просто подсчитать, ведь оно зависит от разных условий (глубины разряда и т.п.). Считается, что большинство li-ion элементов служат 250-500 циклов, и лишь самые современные могут работать до 1000 циклов без заметной потери емкости.

Как достичь максимального количества циклов

В основном сокращает жизнь элементов на основе лития высокая температура. Отсюда основное правило – не давать аккумулятору нагреваться выше 50 градусов. Надо избегать как внешнего (от прямых солнечных лучей и т.п.), так и внутреннего нагрева (от высокого зарядного ока и т.п.). Но и снижение температуры до нуля и ниже для таких батарей вовсе не полезно.

В глобальной сети распространено мнение, что для продления ресурса надо не разряжать батарею до уровня нуля (пополнять энергию надо начинать с 10-15%) и не давать заряжаться до 100% (достаточно 90%). Это мнение весьма сомнительно. Оно не подтверждается ни описанием процессов, происходящих при этом в элементе, ни статистикой. К тому же в нем отсутствует логика – если заряжать телефон чаще, то, возможно, количество циклов увеличится, но самих время работы в каждом из них будет меньше, и продление ресурса вовсе не очевидно. Но вреда в таком режиме нет, поэтому если у пользователя есть желание – он может эксплуатировать аккумулятор по такому расписанию. Вера в некоторых случаях творит чудеса.

Как хранить li ion аккумуляторы

Хранить литий-ионные аккумуляторы «на потом» — не лучшая идея. Они имеют свойство деградировать со временем, независимо от того, используются источники электроэнергии, или просто лежат. Повлиять на этот процесс сложно.

Другая опасность, потенциально сокращающая срок службы li-ion батарей – саморазряд. Элементы на основе лития имеют низкую склонность к саморазряду, но он все равно происходит. Поэтому есть опасность, что в процессе хранения батарея уйдет в глубокий разряд. Это может убить батарею раньше, чем естественная деградация

Поэтому правильно хранить аккумулятор в частично или полностью заряженном состоянии (на сколько процентов – не важно) и периодически проверять напряжение на клеммах. Как только оно опустится ниже 3 вольт, батарею надо подзарядить

Грамотная эксплуатация батарей позволяет наиболее полно использовать их ресурс, заложенный разработчиком. А правильная зарядка элементов является основным фактором, влияющим на продолжительность периода использования.

Области применения

Технология хранения энергии на базе литий-ионного АКБ используется несколько десятков лет, но так и не достигла пика реализации потенциала. Элементы питания имеют широкое распространение не только в быту, но и в промышленности. Например, литий-ионные АКЮ используются в автомобилях, самолётах, водных судах.

Совершенствуется и зарядная система, в основном за счёт установки продвинутых контроллеров, способных определить, проверить текущие параметры подачи тока, ограничить их при необходимости

Таким образом, обеспечивается щадящий режим зарядки, исключается отказ АКБ, что критически важно в самолете. Как правило, новые технологии, применяемые в авиационной, космической отрасли, со временем экспортируются и в бытовые приборы, обеспечивая пользователей качественными, безопасными источниками питания

Очередным мощным прорывом стало появление современных электромобилей, где законодателем является компания Тесла. Её инженеры создали сверхмощные литий-ионные аккумуляторы, обеспечивающие дальность хода до 500 км, что сравняло электрический транспорт и ДВС.

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбораЛитий-ионный аккумулятор Тесла.

В Норвегии эксплуатируются паромы, которые передвигаются за счёт электрических двигателей, запитанных от литий-ионных аккумуляторных батарей. Грузоподъёмность одного судна – 360 пассажиров и 120 автомобилей.

Ещё одна сфера применения аккумуляторов на литий-ионной технологии – вертолётостроение. Например, электровертолёт японской компании Hirobo берёт на борт одного пассажира, развивает скорость до 100 км/час. На полном заряде АКБ бесшумный двигатель, не выбрасывающий в атмосферу CO2, способен проработать более получаса.

Развитие технологии производства аккумуляторов продвигается в направлении увеличения ёмкости, повышения мощности, при одновременном уменьшении габаритов, себестоимости. Применение кремниевых нанопроводников вместо графита в анодах поможет снизить время зарядки до 15 минут при троекратном увеличении ёмкости.

Индикатор зарядки литий-ионного аккумулятора

Выполните следующие действия, чтобы сохранить работоспособность вашего аккумулятора.

Принимая во внимание количество энергии, запасенной в ионно-литиевых батареях, а также характер их химического состава и т. Д., Необходимо обеспечить, чтобы батареи заряжались надлежащим образом и с помощью соответствующего зарядного устройства и оборудования

Зарядные устройства для литий-ионных аккумуляторов или аккумуляторные блоки оснащены различными механизмами для предотвращения повреждений и опасности. Часто эти механизмы предусмотрены в батарейном блоке, который затем можно использовать с простым зарядным устройством.

Механизм, требуемый литий-ионной батареей для зарядки и разрядки, включает в себя:

  • Зарядный ток: ток зарядки должен быть ограничен для литий-ионных аккумуляторов. Обычно максимальное значение составляет 0,8C, но более низкие значения обычно устанавливаются, чтобы дать некоторый запас. Для некоторых батарей возможна более быстрая зарядка.
  • Температура зарядки: температура заряда литий-ионной батареи должна контролироваться. Элемент или батарея не должны заряжаться, если температура ниже 0 ° C или выше 45 ° C.
  • Зарядный ток: защита от тока разряда необходима для предотвращения повреждения или взрыва в результате коротких замыканий.
  • Перенапряжение: защита от перенапряжения необходима для предотвращения слишком высокого напряжения, прикладываемого к клеммам батареи.
  • Защита от перезарядки: Схема защиты от перезарядки необходима для остановки процесса зарядки литий-ионных аккумуляторов, когда напряжение на элементе превышает 4,30 Вольт.
  • Защита от обратной полярности: литиево-ионная батарея необходима для защиты от неправильной полярности, так как это может привести к серьезным повреждениям или даже взрыву.
  • Литий-ионная переразрядка: защита от переразряда необходима для предотвращения падения напряжения батареи ниже примерно 2,3 В в зависимости от производителя.
  • Перегрев: защита от перегрева часто используется для предотвращения работы батареи, если температура поднимается слишком высоко. Температура выше 100 ° C может нанести непоправимый ущерб.

При использовании ионно-литиевой батареи обязательно использовать зарядное устройство производителя, поскольку в зарядном устройстве и батарейном блоке могут использоваться различные элементы защиты, в зависимости от конструкции.

Как сделать своими руками, пошагово

Понадобится один из четырех операционных усилителей (IC1a) и транзистор для создания виртуальной шины 2.5 В через GND, которая поглощает ток, который протекает через часть зарядного устройства схемы.

R2 и R3 представляют собой делитель напряжения с выходным напряжением около 2,5 В в зависимости от допусков резистора, операционный усилитель управляет транзистором таким образом, что независимо от тока, 2,5 В всегда будет падать через него.

Четыре операционных усилителя и светодиодные индикаторы питаются напрямую от источника питания 12 В, но на остальной цепи подается питание 9,5 В; между 12v и 2.5v рельсами.

Схема разработана таким образом, что любой, кто имеет базовые навыки пайки, может легко ее построить.

Можно ли починить вздутую батарею

На эту тему в Интернете есть большое количество популярных статей и даже видео типа «Восстанавливаю вздувшиеся батареи простым способом». Далее следует описание или съемка процесса разборки АКБ, протыкание ее иголкой или шилом с целью «выпустить газы», чтобы затем вставить аккумулятор обратно в телефон.

К сожалению, незадачливые авторы подобных видео и публикаций не объясняют людям, почему аккумулятор вздулся, а смело приступают к весьма сомнительным действиям, которые могут быть небезопасными как для человека, так и для устройства, в которое помещается такая батарея.

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Вздутие АКБ может произойти как вследствие нарушения химических процессов внутри нее по причине заводского брака, так и по вине владельца гаджета, если эксплуатация была неправильной.

Если, к примеру, дешевый аккумулятор вздулся по причине дефекта при его изготовлении, следует задуматься, проверенным был производитель, и в следующий раз лучше приобрести батарею по более высокой цене, но с гарантией качества.

Также батареи вздуваются при попадании влаги внутрь, что, чаще всего, происходит по неосторожности владельца телефона или планшета. Если при зарядке телефона использовать неподходящее устройство, АКБ рано или поздно вздуется по причине высокого уровня тока, из-за которого нарушается скорость химических процессов внутри нее

Если телефон рассчитан на ток в 1А, зарядку с подачей тока в 2А использовать уже нельзя. Как альтернативу можно взять устройство с меньшим, но никак не с большим показателем тока — в случае, если «родная» зарядка утеряна, либо вышла из строя.

Использование АКБ в жарких климатических условиях тоже может стать причиной ее вздутия. Нельзя оставлять полностью заряженный телефон на жаре, а если батарея по каким-либо причинам вздулась, ее следует не разбирать и протыкать, а утилизировать и заменить на новую.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Что означают надписи на аккумуляторе?

В цифрах 18650 запрятаны габаритные размеры аккумулятора.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

18мм – это его диаметр

65мм – длина

Нолик (0) используется для обозначения модификации или форм-фактора.

0 – форма сечения круг (цилиндр)

Выпускаются они на напряжение 3,6В или 3,7В. Емкость самой популярной модели – 2600мАh.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Ошибка №1
Аккумуляторы 18650 нельзя перезаряжать более 4,2 вольт.

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Разряд у них не должен превышать 2,75-2,8В. Хотя идеальными параметрами для разрядки и долгой службы батареи считается величина 3,2В.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

У Panasonic и некоторых других фирм есть батарейки емкостью 3400mAh. Они могут “безопасно” разряжаться до 2,5В.

Ошибка №2
Однако использование большей емкости в простых устройствах с обычным драйвером (простейшие мощные фонари), не всегда приводит к желаемому эффекту.

Такой АКБ просто не сможет отдать всю свою емкость. Вы переплатите за батарейку, а фонарик от этого не станет светить намного дольше.

Но остальные почему-то не получили такого широкого распространения.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

А что обозначают другие цифры и буковки нарисованные на бортах бочонка?Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Ошибка №3
Универсальной и одинаковой расшифровки для всех батареек нет.

Каждая марка может содержать свой индивидуальный код. Вот например, надпись на самсунговском АКБ – ICR 18650 – 24E. Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Первая буква говорит по какой технологии изготовлена батарейка

I – литий-ионная

Далее идет разновидность химии внутри банки. Есть три типа:

C – кобальтовая (самая распространенная)

М – диоксид литий марганцевая (чаще всего высокотоковые модели)

На сегодняшний день они не особо распространены среди известных брендов и в основном производятся китайскими OEM заводами.

F – железо-фосфатная (самые морозостойкие)

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Третья буква R – это, собственно говоря, аккумулятор (Rechargeable), т.е. перезаряжаемый.

После тире нарисованы две цифры обозначающие номинальную емкость (24E = 2400мАh).

Емкость еще обозначают буквой “С — capacity”=“емкость”. Через нее в характеристиках выражается зависимость таких параметров как токоотдача и максимальные токи заряда.

Вот сводная табличка по разным маркам аккумуляторов:Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

У моделей от Panasonic первые буквы немного отличаются. Там вместо ICR чаще всего можно встретить надпись NCR.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Это разновидность кобальтовой химии, куда входит никель и оксид алюминия в качестве изолятора.

Они имеют большее количество циклов заряда (800 против 500) и низкие пороги напряжения разряда (до 2,5В).

Есть еще разновидность INR – сюда входят в равных долях кобальт, никель и марганец.

Отличаются они еще большей плотностью энергии, хорошей отдачей и более долгим сроком жизни (до 1500 циклов).

У марки Sanyo первые буквы вообще могут не иметь ничего общего со всем вышеприведенным. Этот производитель больше был “заточен” на промышленное, а не розничное производство банок.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Поэтому особо не заморачивался с принятыми стандартами от других фирм. В 2008г Sony и Sanyo объединились в одну компанию.

Остальные букво-цифровые надписи отвечают за дату выпуска. И тут опять же у каждого производителя зашифрована целая абракадабра.

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбораЛитий ионный аккумулятор: от устройства до выбораЛитий ионный аккумулятор: от устройства до выбораЛитий ионный аккумулятор: от устройства до выбораЛитий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Чтобы правильно узнать, когда же была изготовлена ваша батарейка, лучше всего зайти на известный ресурс batterybro.com.Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

Выбираете там марку, заносите данные и моментально получаете готовый результат.

Устройство

Внедрение литий-ионных аккумуляторов в производство бытовой электроники получило прорыв после разработки батареи с катодом из углеродного материала (графита) и анодом из оксида кобальта.

В процессе разряда батареи происходит выведение ионов лития из материала катода и их включение в оксид кобальта противоположного электрода, при зарядке процесс протекает в обратном направлении. Таким образом, электрический ток создают ионы лития, перемещаясь от одного электрода к другому.

Li-Ion аккумуляторы производятся в цилиндрическом и призматическом исполнении. В цилиндрической конструкции две ленты плоских электродов, разделенных пропитанным электролитом материалом, свернуты в рулон и помещены в герметичный металлический корпус. Катодный материал нанесен на алюминиевую фольгу, анодный — на медную фольгу.

Призматическую конструкцию аккумулятора получают при укладывании прямоугольных пластин друг на друга. Такая форма батареи дает возможность сделать компоновку электронного устройства более плотной. Также выпускаются призматические АКБ с рулонными электродами, скрученными в спираль.

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбораСмотрите это видео на YouTube

Оцените статью
Павел Поздняков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора
Не работает микрофон на наушниках — как починить и почему это произошло